Департамент образования Орловской области
Отдел общего образования, молодежной политики и спорта администрации Новосильского района Орловской области
МБОУ Голунская СОШ Новосильского района
OBR57.ru

Функциональная грамотность

Приказ Департамента образования от 27.09.2021 года № 1316 "Об утверждении регионального плана- графика реализации мероприятий по обепечению формирования функциональной грамотности"

  1. Приказ Департамента образования от 16.09.2021 года № 1264 «Об организации работы, направленной на формирование
     и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений
  2. Приказ об утверждении плана-графика реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся МБОУ Голунская СОШ Новосильского района и назначении ответственного за его реализацию
  3. План-график реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся МБОУ Голунская СОШ Новосильского района 

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

Что нужно знать каждому о функциональной грамотности?

Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям. В связи с этим, одной из задач учительского профессионального сообщества ставится формирование и оценка способности применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.
Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.


В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.
Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни.
Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.


Банк открытых заданий - Читательская грамотность

Вебинар: Формирование читательской грамотности: задачи- диагностика -практика

Читательская грамотность


Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Методические рекомендации по использованию в учебном процессе банка заданий для оценки читательской грамотности обучающихся

Что значит быть грамотным


Тест 1

 Тест 2

 Тест 3

 Вариант 1  Вариант 1  Вариант 1
 Вариант 2  Вариант 2  Вариант 2
 Вариант 3  Вариант 3  Вариант 3
 Вариант 4  Вариант 4  Вариант 4
 Вариант 5  Вариант 5  Вариант 5
 Вариант 6  Вариант 6  Вариант 6
 Вариант 7  Вариант 7  Вариант 7
 Вариант 8  Вариант 8  Вариант 8
 Вариант 9  Вариант 9  Вариант 9
 Вариант 10  Вариант 10  Вариант 10
 Вариант 11  Вариант 11  Вариант 11
 Вариант 12  Вариант 12  Вариант 12
 Вариант 13  Вариант 13  
 Вариант 14  Вариант 14  
 Вариант 15  Вариант 15  
 Вариант 16  Вариант 16  
 Вариант 17  Вариант 17  
 Вариант 18    
 Вариант 19    
 Вариант 20
  • PISA-2009 (.pdf)
  • PISA-2000 (.pdf)
  • Онлайн-задания по читательской грамотности:
  1. Задание "Куриный форум"
  2. Задание "Рапануи"
  3. Задание "Коровье молоко"
  4. Задание "Предложения"

Банк открытых заданий - Математическая грамотность

Математическая грамотность


Математическая грамотность - это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.


 


Банк открытых заданий - Естественно-научная грамотность

Естественно-научная грамотность

 


Банк открытых заданий - Финансовая грамотность. Глобальные компетенции

 Финансовая грамотностьФинансовая грамотность 

PISA-2012(.pdf)


Сервисы для самооценки и самоподготовки


Сборник информационных и методических материалов для педагогов

 

Протокол

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.